Передо мною журнал "Техника-молодёжи", за январь 2006 г. На обложке - задорный слоган: "Второе поколение "Ермаком" Сибири: новый электровоз "Ермак" опережает конкурентов за выход на Транссиб".
Под крупным изображением "Ермака" на обложке - три маленьких фото электровозов европейского и японского производства (Это - конкуренты за освоение Транссиба???)
Открываю текст статьи О. Курихина " "Ермак": дончак для сибирских просторов"... После прочтения наступает осознание того, что у "Ермака" отсутствует джентельменский набор электровоза XXI века, а именно...
1. Нет системы двойного питания (25/3 кВ).
2. Нет асинхронных тяговых электродвигателей [у "Шкоды" они были к 1984 г.]
3. Нет радиально устанавливающихся колёсных пар.
Примечательна фраза:
"Все агрегаты нового локомотива соединены таким образом, что управлять "Ермаком" можно из кабины любой секции..." А что, возможен какой-то иной вариант??
Далее:
"...Спроектировали кабину из стеклопластика с несущим металлическим каркасом, своеобразным поясом безопасности для локомотивной бригады".
Во-первых, обзор из новой кабины не очень хороший - присутствуют "мертвые зоны".
Во-вторых, насколько я понимаю, каркас этот имеет значение для безопасности бригады лишь при скорости в момент столкновения с препятствием где-то до 25 км/ч. А после удара на скорости 80 км/ч трупы машиниста и помощника уже не опознАют по внешнему виду, и хоронить их придётся в закрытых гробах (как в Бекасово).
Главная интрига статьи так и осталась неразгаданной:
какие же конкуренты были у "Ермака" за покорение Транссиба; кто и когда упомянутый конкурс проводил? Неужели именно эти "конкуренты" изображены в подвале обложки?
Итак, автор честно признаёт, что "...2ЭС5К и 2ЭС4К - это не абсолютно новое слово в локомотивостроении, а скорее, совершенствование уже работающих машин..."
Когда же мы, наконец, выдавим из себя это заветное слово?...
* * *
Моё предложение по безопасности следующее. Аварийный режим включается одной кнопкой (экстренное торможение, выключение двигателей или переключение их на реверс); после чего бригада покидает кабину через широкую двустворчатую дверь с открыванием наружу и укрывается в тамбуре безопасности, отделанном пенопластом. Только так можно их уберечь в случае удара на скорости. Нахождение в момент удара в кабине с целью получения [посмертной] медали бессмысленно, т. к. автоматика в экстренном случае должна сработать лучше человека. Вот на это должна быть нацелено совершенствование системы управления.
Большое значение тут имеет эргономика кабины: в ней не должно быть деталей, о которые можно покалечиться при ударе.