syomindm » 26.11.2006, 20:09
Скажите пожалуйста, какая хотя бы приблизительно себестоимость пассажирских ЖД перевозок. РЖД во все концы трубят, что пассажирские перевозки очень убыточны и РЖД живёт исключительно за счёт грузовых перевозок, но так ли это?
Попробую приблизительно посчитать. До конца подсчитать не могу, не хватает специальных знаний, и данных (например не знаю профиля пути на участке), но всё же имею некоторое представление о ЖД. Профессионалы, поправьте, и не забрасывайте камнями.
Дано:
Маршрут- Петрозаводск-Москва, 918 км. Петрозаводск-Свирь (около 100 км)- переменка, Свирь-Москва- постоянка. Локомотивы: ЭП1, ЧС2Т, ЧС2.
Стоимость проезда- плацкартный вагон- 784 рубля, купейный-2265 рублей, СВ-примерно 3800 рублей.
Поезд в среднем 22 вагонов, из них вагонов 8-купейные. Если считать, что поезд забит под завязку, то получаем выручку: 12х54х784+8х36х2265+2х16х3800=508032+652320+121600=1281952 рублей.
У меня есть DOSовская программа-тренажёр ВНИИЖТ МПС 1992 года (ВЛ10, ВЛ80с), в которой очень хорошо реализованы математические модели тяжеловесных составов.
Вес грузового состава 3910 тонн, 45 вагонов, 270 осей, 713 метров, локомотив ВЛ80с. Проехав 3 км с момента трогания и разогнавшись до 65 км/ч (70 км/ч-ограничение), со средним уклоном -1.2, я израсходовал 293 кВт/ч.
Цена для населения 1 кВт/ч- 0,64 рубля.
Для остальных, по крайней мере в Карелии на 2005 год установлен тариф 238 руб за 1000 кВт/ч (24 копейки).
Я не знаю, по какому тарифу РЖД покупает кВт/ч, но рискну предположить, что возможно ещё по более низкой цене.
В итоге получаются копеечные суммы. Грузовой поезд под ВЛ80с, с такими же характеристиками и профилем пути, на путь 918 км тратит 89046 кВт/ч, 89046х0,24=21371,04 рублей. Даже, если тариф будет в несколько раз выше, всё равно получаются копейки.
Для сравнения: пассажирский состав из 22 вагонов без пассажиров- 55х22=1210 тонн. Масса пассажиров: среднестатистический человек весит 70 кг, получаем: 70х54х12+70х36х8+70х16х2=45360+20160+2240=67760 кг=67,7 т. Итого: 1210+67,7=1277,7 т.
Я конечно понимаю, что из всей этой выручки нужно заплатить налоги, выплатить зарплату, начислить амортизацию основных средств, обслуживание и ремонт локомотивов, путей, СЦБ, и т.п., но в то что пассажирские перевозки убыточны, всё равно не верю.
Я думаю, что это всего лишь предлог, чтобы в очередной раз повысить цены на ЖД билеты.
С уважением, Дмитрий.