Страница 1 из 3

Почему тормоза так устроены?

СообщениеДобавлено: 20.01.2009, 17:00
mrk
У меня вопрос по устройству поездной тормозной системы. Почему нельзя было сделать проще, и, главное, безопаснее: чтобы колодки прижимались к колесам пружинами, а отжимались воздухом, как на автотранспорте. Тогда всё просто: нет воздуха - вагоны никуда не уедут. И не нужны никакие башмаки. Я удивляюсь, как такую тормозную систему могут называть "безаварийной"? Сколько аварий было (и будет), которые, если бы не эти безаварийные тормоза, можно было бы легко предотвратить, да многие аварии были бы вообще невозможны. А то, вот, классическая ситуация: ползёт тяжелый состав в гору. Обесточивается контактная сеть (выходит из строя электровоз, глохнет и не заводится дизель у тепловоза и т.д.). Состав встает, машинист с помощником бегут совать под вагоны башмаки. Если они этого не сделают, воздух вытечет и состав покатится, тогда его уже ничем не остановишь. Или, например, тормозные рукава перемерзают и часть состава (хорошо, если меньшая, в хвосте) остается без тормозов. Хотя автотормоза были придуманы ещё в позапрошлом веке, но я не думаю, что тогда инженеры были глупее, они должны были об этом задуматься.

Re: Почему тормоза так устроены?

СообщениеДобавлено: 20.01.2009, 17:13
Kulibin
Далеко не на всём автотранспорте с пневмотормозами колодки прижимаются пружинами. На "Икарусе", например, есть блокировка от движения с нулевым давлением в пневмосистеме, не знаю точно как она работает, но колодки там прижимаются всё же воздухом. На ЗиЛе же нету и такой блокировки - чисто теоретически сразу можно ехать. При нажатии на педаль тормоза воздух через регулирующий золотник подается к мембранным тормозным цилиндрам, которые через шток и рычаги воздействуют на колодки. Дело в том что усилие прижатия колодок к барабанам составляет несколько тонн, и обычной пружиной тут не обойдёшься. На ЖД же такая система неприменима ещё и потому что это снизило бы быстродействие тормозов - так мы разряжаем только магистраль, и тормоза срабатывают сразу же, вслед за волной падения давления, а так мы бы разряжали всю систему. Кроме того, находящиеся постоянно под давлением цилиндры создавали бы дополнительные утечки.

Re: Почему тормоза так устроены?

СообщениеДобавлено: 20.01.2009, 17:30
SHERHAN
На номерных составах в метро так устроен стояночный тормоз, что дает машинисту право в ночном отстое не пользоваться башмаками. НО при маневровом передвижении в депо (как пример) надо откачать каждый вагон, что как понимаете 1 время 2 расход энергии 3 амортизация агрегатов и тд. Для этого в депо метрополитена есть деповская магистраль и кажный состав на канаве уже с накаченой НМ и готов к передвижению

Re: Почему тормоза так устроены?

СообщениеДобавлено: 20.01.2009, 17:49
mrk
Вопрос не по теме, но давно меня волнующий: что такое номерной вагон, номерной состав?

Re: Почему тормоза так устроены?

СообщениеДобавлено: 20.01.2009, 17:50
Kulibin
Метровагон серии 81-717/714 и, соответственно, поезд, составленный их этих вагонов.

Re: Почему тормоза так устроены?

СообщениеДобавлено: 20.01.2009, 19:52
mrk
Ну вроде, на счет тормозов на поездах стало понятно:
1. Пружины не могут обеспечить нужное усилие
2. С пружинами возникнут неудобства при маневровых работах.

Ну а теперь по поводу тормозов на трамваях. Недавно, прочитав книгу про устройство трамвая, я был в шоке. Оказывается, когда мы ездим в трамваях там где крутые склоны, мы подвергаем себя смертельному риску! Да и некрутого склона может вполне хватить... Тормоза у трамваев электрические. Помимо динамического и рекуперативного тормоза есть рельсовые тормоза и, как я понял, колодочные, которые прижимаются электромагнитами. Они имеют низковольтное питание и при обесточивании контактной сети работают от аккумуляторов. Вот в этом то и опасность. Во-первых, электрике легче выйти из строя, чем механике или пневматике, тем более, в таких условиях эксплуатации. Но самое главное: если обесточится контактная сеть и аккумуляторная батарея окажется дохлой (а у нас это норма), трамвай не сможет тормозить! Неужели наши (да и не только наши, на "Татрах", вроде тоже самое) инженера не думали, насколько это опасно? Неужели нельзя было предусмотреть ручной тормоз? Ведь такие аварии и даже катастрофы уже были. У нас в Саратове есть участок с крутым подъемом/спуском (кто знает - это СХИ). Я часто ездил там на трамвае. Теперь я уже реально боюсь, тем более, зная в каком состоянии у нас трамваи. Если мне надо туда ехать, я стараюсь выбирать автобус или маршрутку. Вот с новым трамваем КТМ-19 другое дело! Там, если опускаешь на ходу токоприемник или вырубаешь главный автомат, трамвай останавливается и даже под гору не катится. Так, по крайней мере в Trainz это выглядит. Видимо там тормоза электричеством отжимаются, а не прижимаются, или какая-то блокировка есть.

Re: Почему тормоза так устроены?

СообщениеДобавлено: 20.01.2009, 19:59
Mr. Angelo
...Так, по крайней мере в Trainz это выглядит...



5 баллов )))))

Re: Почему тормоза так устроены?

СообщениеДобавлено: 20.01.2009, 20:24
Kulibin
Ну так попасть - чтобы и на уклоне, и чтобы КС обесточилась, и чтобы аккумы были разряжены - это сложно. Транспорт - штука серьёзная, и к вопросам безопасности на транспорте всегда (особенно раньше) тоже относились весьма серьезно. Если такую систему придумали и ввели - значит она успешно прошла полный цикл испытаний, получила аттестацию и была допущена до внедрения на практике.
Вот на узкоколейках, например, тормозами, фактически, обеспечены только локомотивы. Вагоны на большинстве УЖД (исключая ДЖД) тормозами не обеспечены никак вообще. Тем не менее, аварии и крушения, вызванные недоторможенностью поезда, довольно редки, куда больше крушений происходит из-за неудовлетворительного состояния пути.

Re: Почему тормоза так устроены?

СообщениеДобавлено: 20.01.2009, 22:26
mrk
Вот пример: http://www.facts.kiev.ua/2007/03/01/10.htm. Как видно, если что-то случится с аккумулятором, то даже при исправной контактной сети трамвай может оказаться неуправляемым. И двери не открываются. Вот цитата: "Трамваи производства Усть-Катавского завода, по мнению специалистов, не самые надежные. К примеру, все три вида тормозов и блокировка дверей зависят от одного аккумулятора. Именно он в тот момент почему-то отключился."
Вот другой случай: http://www.vremya.ru/2002/194/4/28326.html. Тут, правда, водитель виновата, ну так ведь могла и КС обесточиться, пока она отмечалась в диспетчерской. Результат был бы тем же. А так - затянула бы она ручник, и никуда трамвай бы не укатился.

Что касается узкоколеек, это я уже заметил. Прицепил несколько вагонов, и тормозной путь резко увеличился, то есть, я торможу только локомотивом. Но там машинист об этом знает и соответственно расчитывает скорость и тормозной путь. Да и скорости там меньше.
Меня на узкоколейках другое интересует: вагоны в три раза шире пути, как же они не падают от малейшего толчка? Вот например, в пассажирском вагоне все пассажиры сядут с одной стороны и...

Re: Почему тормоза так устроены?

СообщениеДобавлено: 20.01.2009, 22:38
Kulibin
Ну вес пассажиров по сравнению с весом вагона ничтожен. Ну пусть пассажиров там будет 2 тонны а вагон-то - 10, плюс у него низкий центр тяжести. А вообще существуют коэффициенты нормального соотношения ширины, высоты вагона и ширины пути, они для разной ширины колеи разные. Если для 1520 этот коэффициент 2, то для 750 - 2,8 или что-то подобное.

Re: Почему тормоза так устроены?

СообщениеДобавлено: 23.01.2009, 21:12
mrk
У меня как-то было: ехали мы в поезде, и, похоже, кто-то дернул стоп-кран: сильно зашипел воздух, и поезд достаточно резко остановился, люди едва с полок не попадали. После этого поезд стоял минут 15. Неужели на накачку тормозной магистрали после стоп-крана уходит так много времени? Ведь компрессор на локомотиве достаточно мощный. П

Re: Почему тормоза так устроены?

СообщениеДобавлено: 23.01.2009, 22:14
agmike
разбираться надо ж, кто устроил, что случилось

Re: Почему тормоза так устроены?

СообщениеДобавлено: 23.01.2009, 22:39
Kulibin
Если магистраль сильно разрядили (а судя по всему это было именно так) то на зарядку её уйдёт как минимум 3-4 минуты. Плюс пока лаялись-разбирались, пока начальник поезда к локомотиву потом бегал...

Re: Почему тормоза так устроены?

СообщениеДобавлено: 23.01.2009, 23:02
Combine
После этого поезд стоял минут 15.[/quote]
Отпуск проверяли, возможно, или вагоны отдаивали. В ПДС и собаках ТМ заряжается весьма быстро, все-таки очко 200мм2 в кране :)

Re: Почему тормоза так устроены?

СообщениеДобавлено: 24.01.2009, 02:48
TRam_
может, немного оффтоп (можете удалить, если посчитаете нужным)
Так, по крайней мере в Trainz это выглядит[/quote][/quote]
а Вы знаете как пневматика в трейнз работает? Там канал 6 положения (ЭТ) НЕ ЗАКРЫВАЕТСЯ ! Поэтому в качественной настройке тормозов приходится использовать компрессор астрономических размеров, который даёт на нём перепад давлений в 5 атм (на отпуске)... (эх, есилиб в жизни так было)