Информация: Уважаемые посетители! В течение нескольких месяцев на форуме существовала проблема с регистрацией новых пользователей, о которой администрации стало известно недавно. Если вы ранее пытались зарегистрироваться на форуме, но не получили на ваш e-mail письмо с ссылкой для подтверждения регистрации, просим вас зарегистрироваться повторно. Приносим извинения за доставленные неудобства. Если вы все еще испытываете проблемы с регистрацией на форуме, обратитесь за помощью на e-mail: mr.angelo@railroadsim.net

Фотограмметрия - практическое применение

Любые вопросы связанные с 3D моделированием, работой в Photoshop

Фотограмметрия - практическое применение

Сообщение Tractorist » 05.02.2017, 08:24

Фотограмметрия - это построение 3Д модели по фотографиям. При определённых условиях возможно построение полностью в автоматическом режиме
Сразу скажу, что эту технологию я только осваиваю, но что - то уже что-то получается. Например - 63 фотографии автомобиля и автоматически построенная модель выглядит так:
Изображение

Добавлено спустя 6 минут 24 секунды:
Конечно не идеал, но вполне можно использовать как болванку при моделировании. Если посмотреть с другого ракурса, можно видеть расположение камер при фотографировании и дырку в крыше:
Изображение

Добавлено спустя 2 минуты 4 секунды:
Дырка в крыше образовалась из за отсутствия фотографий видов сверху. Но достроить крышу в максе не очень сложно. Понятно, что использовать обмеры было бы сильно дольше. Всё фотографирование заняло минут 20 времени, а построения в программе шли автоматически преимущественно ночью.

Добавлено спустя 5 минут 19 секунд:
Так же на втором скриншоте видно отсутствие снимков задней части автомобиля, так как там был припаркован другой автомобиль. Недостаточное количество снимков привело к артефактам на панели задка:
Изображение

Добавлено спустя 3 минуты 55 секунд:
В идеале, отсканированный объект можно использовать в качестве хайполи модели при запекании нормалей, и для запекания диффузной текстуры с него. Но идеала достичь довольно сложно. Некоторые примеры можно посмотреть в интернете:
https://www.artstation.com/artwork/QJGgr

Добавлено спустя 24 минуты:
Сразу можно сказать, от чего зависит качество осканированной модели:
1) Сам объект сканирования. Для фотограмметрии хорошо когда поверхность модели матовая, с отсутствием монотонности ( хорошо если на объекте есть грязь, ржавчина, фактура материала). В этом случае программа сможет найти множество общих точек на разных снимках. Для этого же желательно отсутствие бликов. Например, новый, чисто вымытый автомобиль скорее всего не получится нормально сканировать. Вагонная тележка должна легко построится. Танк, например, довольно хорошо получается - характерная фактура брони и матовая окраска дают результат.
2) Погода при съёмке. Желательна пасмурная и сухая погода. Чтобы на фотографии не было бликов от солнца и ярко выраженных теней. Снимать в сырую погоду тоже плохо - объект будет мокрый и на нём будут блики.
3) Процесс съёмки. Оборудование. Желательно снимать хорошей зеркалкой. Опыты с мыльницей и телефоном у меня не увенчались успехом. Фотоаппарат должен давать как можно меньше шума на фотографии. Снимать в формате raw. Я снимаю в ручном режиме при диафрагме f/7,1-f/8. Можно и при f/11, но там уже придётся ISO сильно увеличивать. Выдержка не более 1/50с. Если есть нормальная стабилизация, можно и 1/30с. Основные требования к фото - высокая резкость (поэтому такие значения диафрагмы для глубины резкости) и правильная экспозиция. Ну или хотя бы отсутствие засветок на объекте, экспозицию можно вытянуть при конвертации снимков из Raw

Добавлено спустя 13 минут 33 секунды:
Здесь могу отметить то, что в программе Agisift Photoscan есть инструменты для ручного редактирования. Можно самому задавать маркеры, отмечая одинаковые точки на разных фотографиях и использовать маски для скрытия теней и бликов. Для Волги ГАЗ-24, этого не понадобилось. Но в целом зависимость такая - чем лучше Вы снимаете, и чем больше подходит объект для сканирования - тем меньше в последующем ручной работы.

Добавлено спустя 7 минут 48 секунд:
Процесс съёмки. Фотографировать объект нужно со всех сторон (по возможности) и со многих точек. Для автомобиля, например хорошая последовательность кадров такая:
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Двигаясь вдоль борта, я смещаю камеру и по высоте и по длине с большим перекрытием. Причём смещать нужно именно положение камеры, а не направление съемки. Т.е. не нужно с одной точки снимать под разными углами. Это плохо с точки зрения глубины резкости и плохо для программы обработки.

Добавлено спустя 20 минут 20 секунд:
4) Обработка фотографии при конвертации из формата Raw. Этот этап тоже сильно влияет на построение моделей из фотографий. Но так как там обратимое редактирование, то ничего страшного, если с первого раза не получится. В общем случае, корректируются экспозиция, контраст, увеличивается насыщенность. Цвета должны быть яркими и сочными - это облегчит работу программе. Так же по необходимости смещаются света и тени

Добавлено спустя 5 минут 54 секунды:
Пример - необработанное фото:
Изображение
И фотография после обработки в Adobe Raw Converter:
Изображение
Последний раз редактировалось Tractorist 06.02.2017, 15:29, всего редактировалось 2 раз(а).
Tractorist
 
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 10.11.2016, 19:22
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 33 раз.
Имя: Александр

Re: Фотограмметрия - практическое применение

Сообщение Tractorist » 06.02.2017, 12:45

Так чего, есть интерес к теме? Никто не хочет попробовать отснять какой-нибудь объект? Программа agisoft photoscan легко находится в сети. Работает относительно корректно. Экспортирует модель в 3Д Макс или в любой другой 3Д редактор. Руководство пользователя на русском языке. Сама программа, кстати, отечественная и очень простая в использовании. Не обязательно сканировать сразу тепловоз. Можете пробовать на близкорасположенных объектах
Tractorist
 
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 10.11.2016, 19:22
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 33 раз.
Имя: Александр

Re: Фотограмметрия - практическое применение

Сообщение Skif » 06.02.2017, 13:36

Те объекты, для которых она бы реально мне помогла, у меня нет возможности нормально обойти по периметру. А технику я предпочитаю строить по собственным обмерам, практика показала, что только такие модели получаются максимально точными против любых чертежей. Особенно ответственные части - тележки, оборудование кабин и т.п.
Skif
 
Сообщения: 3750
Зарегистрирован: 01.10.2009, 17:42
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Имя: Дмитрий

Re: Фотограмметрия - практическое применение

Сообщение le Sandro » 06.02.2017, 14:51

Технология интересная. Надо будет свою ласточку отфоткать, как потеплее будет и менее снежно.
Аватара пользователя
le Sandro
 
Сообщения: 2708
Зарегистрирован: 30.03.2005, 00:14
Откуда: Пенза
Благодарил (а): 1605 раз.
Поблагодарили: 1162 раз.
Блог: Просмотр блога (2)
Играю в: Train Simulator Classic
Роль: Разработчик

Re: Фотограмметрия - практическое применение

Сообщение Tractorist » 06.02.2017, 15:15

Главное, чтобы машина погрязнее была :). Чем грязнее будет, тем лучше скан получится. А вот блики и отражения наоборот ухудшают результат
Tractorist
 
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 10.11.2016, 19:22
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 33 раз.
Имя: Александр

Re: Фотограмметрия - практическое применение

Сообщение Joden » 06.02.2017, 16:08

PTGui очень хорошо собирает в хорошо выровненную текстуру множественные фото ..........

а насчет этой вашей проги - вы сеточку то покажите скрином тут :) хоть эту же "Волгу"

https://sketchfab.com/tags/3dscan - вот результаты 3Д сканирования, сетка явно не для симуляторов :(
Изображение
Аватара пользователя
Joden
 
Сообщения: 185
Зарегистрирован: 09.11.2005, 06:50
Откуда: Новосибирск
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 22 раз.
Играю в: Train Simulator Classic
Роль: Разработчик
Имя: Евгений

Re: Фотограмметрия - практическое применение

Сообщение Skif » 06.02.2017, 16:35

Классный сайтик, кстати, спасибо. Вот для чего я реально вижу перспективу (если эта программа сама накладывает текстуры на основе фоторяда) - так это создавать наброски объектов, создавать которые с нуля не всегда есть время (или просто неудобно)...

Там реально можно вот так снять каркас, чтобы потом сделать из него полноценную модель, не потеряв текстур?

https://sketchfab.com/models/83c45a9f5c ... 28c297ec9f
Последний раз редактировалось Skif 06.02.2017, 16:38, всего редактировалось 1 раз.
Skif
 
Сообщения: 3750
Зарегистрирован: 01.10.2009, 17:42
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Имя: Дмитрий

Re: Фотограмметрия - практическое применение

Сообщение Tractorist » 06.02.2017, 16:36

Конечно сетка не для игровой модели. Я же написал в первом посте, что модель может использоваться как болванка для создания игровой модели, или в качестве хайполи для запекания карт нормалей и диффузной текстуры. Конкретно Волга годится только в качестве болванки. Но и это большой плюс, так как обмер автомобиля - процедура долгая и не всегда успешная. При сканировании достаточно замерить один характерный размер. Конкретно по "Волге" процесс съёмки занял 15...20 минут времени, скан собрался автоматически, мне не пришлось проставлять маркеры. Построение плотного облака точек и модели заняло несколько часов, но опять же в автоматическом режиме и по ночам.
Tractorist
 
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 10.11.2016, 19:22
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 33 раз.
Имя: Александр

Re: Фотограмметрия - практическое применение

Сообщение le Sandro » 06.02.2017, 18:14

Только не забывайте, что точность модели с фото будет весьма условная за счет искажения геометрии.
Аватара пользователя
le Sandro
 
Сообщения: 2708
Зарегистрирован: 30.03.2005, 00:14
Откуда: Пенза
Благодарил (а): 1605 раз.
Поблагодарили: 1162 раз.
Блог: Просмотр блога (2)
Играю в: Train Simulator Classic
Роль: Разработчик

Re: Фотограмметрия - практическое применение

Сообщение Tractorist » 06.02.2017, 18:27

Точность высокая. Это проверяли. По обмерам танка и последующим его сканировании. Все размеры бились в пределах 1см. Причём точность обмеров тоже весьма конечна. Где-то лента рулетки провиснет, где- то рулетка идёт поверх выступающих частей. Где-то размер снят под углом. Так что неизвестно что точнее.
Надо понимать, что программа учитывает дисторсию объектива. И если она распознала общие точки на разных снимках, она с очень высокой точностью позиционирует камеру и эти точки. Никаких искажений геометрии там нет и быть не может.
Последний раз редактировалось Tractorist 06.02.2017, 18:52, всего редактировалось 1 раз.
Tractorist
 
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 10.11.2016, 19:22
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 33 раз.
Имя: Александр

Re: Фотограмметрия - практическое применение

Сообщение Joden » 06.02.2017, 18:29

дайте модель "Волги", на словах мало верится :) я проверю модель по чертежу

http://only-paper.ru/forum/28-22394-1
Изображение
Аватара пользователя
Joden
 
Сообщения: 185
Зарегистрирован: 09.11.2005, 06:50
Откуда: Новосибирск
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 22 раз.
Играю в: Train Simulator Classic
Роль: Разработчик
Имя: Евгений

Re: Фотограмметрия - практическое применение

Сообщение Skif » 06.02.2017, 18:41

Тоже не верю.

Еще согласен, что это классная тема для сканирования лиц и аватаров, если в будущем TSW будет возможность создать и импортировать самого себя. Сэкономит время на скульптинг и первичную развертку текстур. Анатомия - такая область, где асимметричность порой полезна. Но для точных моделей сто пудов косяки неминуемы. Да и сетку потом так править придется, что проще смоделить с нуля.

Как вариант - эти сканы можно использовать как "габаритные модели", чтобы по их силуэтам строить сетки с нуля. Особенно актуально для лоуполи.
Skif
 
Сообщения: 3750
Зарегистрирован: 01.10.2009, 17:42
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Имя: Дмитрий

Re: Фотограмметрия - практическое применение

Сообщение Tractorist » 06.02.2017, 19:01

Joden писал(а):дайте модель "Волги", на словах мало верится :) я проверю модель по чертежу

http://only-paper.ru/forum/28-22394-1

А что за чертежи? :)
Tractorist
 
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 10.11.2016, 19:22
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 33 раз.
Имя: Александр

Re: Фотограмметрия - практическое применение

Сообщение Joden » 06.02.2017, 19:04

обычные, с размерами
Изображение
Аватара пользователя
Joden
 
Сообщения: 185
Зарегистрирован: 09.11.2005, 06:50
Откуда: Новосибирск
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 22 раз.
Играю в: Train Simulator Classic
Роль: Разработчик
Имя: Евгений

Re: Фотограмметрия - практическое применение

Сообщение Tractorist » 06.02.2017, 19:07

Ок, только скину через пару дней. Но учтите, что там по фото видны неродные крылья. Т.е. кузовные ремонты там были. И возможно само авто не соответствует чертежам )
Tractorist
 
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 10.11.2016, 19:22
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 33 раз.
Имя: Александр

След.

Вернуться в 3DS Max & Photoshop

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0