Timas » 14.09.2006, 18:38
Написать, что ли, что-нибудь. Если, конечно, не говорить про ТТХ подвижного состава.
Что мы сейчас конкретно на главном ходу имеем? Двухпутку с хорошими радиусами, да по концам - немного третьего пути (от Тосно до сортировки в Питере и от Крюкова до Москвы - кривой первый главный путь). Непосредственно для скоростного движения между столицами этго вполне хватает. Не хватает только самого главного - пассажиров, которым так быстро надо. Конкретно для данного направления людям гораздо удобнее перемещаться ночью, чтобы в светлое время суток спокойно решать свои дела. Людей, подобных Тимасу, которые днем ездят, а ночью за компом работают - таких единицы.
Практика показала, что для нормального отдыха в пути пассажиру надо иметь порядка восьми часов чистого хода. Как-то сократили Стрелам время, но пассажиры остались недовольны. Стрелы ходят ровно восемь часов, остальные "зеленые" и не только поезда - от семи с половиной до девяти часов.
Нужно ли пассажиру быстрее? Инстинктивно хочется сказать, что да. Но. СтОит ли то убыстрение, о котором идет сейчас речь, того, чтобы оно появилось. Скоростной участко на главном ходу - это от Крюкова до Тосно, порядка 560-570 км (считать неохота). Сейчас поезда, имеющие максимальную скорость в 200 км/ч, на данном участке имеют техническую скорость порядка 160 (560/3.5) (полчаса выкинем на подход к городам). Если повысить максимальную скорость до 250, то техническая возрастет примерно до 200. Время в пути, таким образом, сократится минут на 50 (ну на час в лучшем случае). Что это дает, кроме красивой цифры в три часа времени хода?
А дает оно только то, что пассажир, севший в поезд в половине восьмого утра, оказывается в другой столице в половине одиннадцатого. Утром он встал рано, по городу добирался долго, злой, невыспавшийся, приехал в любимый (или ненавистный) город. Протрясся в метро, на автобусе, постоял в пробке (если встретили на машине), приехал в пункт назначения (офис, мероприятие) к полудню. А в это время все добросовестные собрудники офиса свалили на обед. Злой, невыспавшийся командировочный будет целый час ждать и страдать, что-де, ехало бы оно помедленнее - я бы выспаться успел! Правда, если оно попозже отправится - можно выспаться с утра дома. Все равно только после обеда доедешь до места.
В вечернее время картина, конечно, более радостная - все же домой поранбше приехать - приятненько, и весьма. И тут я ничего против не скажу.
Отсюда вывод - необходимость сокращения времени хода не повлечет столь желаемого роста пассажиропотока, как бы радужно РЖД это не рисовало.
Теперь о родном, о движенческом. Не секрет, что у нас перед скоростными поездами главный ход расчищают чуть ли не за полчаса. Раньше хоть станций было поболее, и обгоны переносить было куда. А теперь - станций мало, обгонять особо негде. И получается, что каждый скоростной поезд "съедает" на графике столько места, что хватило бы на 3 - 5 нормальных "зеленых с красными электровозом". А этих самых нормальных там просто немеряно. Московских там только процентов 40, еще есть те, что отклоняются на Николаевском посту и на БМО. Посидите вечером/ночером в каком-нибудь Клину или Березайке - поглядите. И такая волна идет практически шириной в полсуток.
А еще ведь на данном участке есть местная работа. Тверь, опять же, Бологое много обрабатывает. Идут (и никуда от них не деться, чуть ли не вперед "зеленых с красными электровозами") идут графиковые контейнерные поезда. Я вот тут прокатился этим летом, посмотрел. Главный ход просто перегружен. И резервов там особо нету. То, что там спрямляют пути по Лыкошино или Окуловке - это уже просто крик: "Ну хоть на сколько нибудь побыстрее, хоть еще один поезд просунуть!". Поезда-то друг дружке давно уже мешать стали.
На мой взгляд, правильным решением было бы строительство четвертого главного пути до Твери и до Чудова с той стороны с четким разграничением движения поездов по категориям. Тогда при меньшей разнице технической скорости поезда разных категорий меньше будут мешать друг другу. Пригородные пойдут в перемежку с грузовыми, "зеленые с красными электровозами" - изредка вставая под обгоны скоростными.
К слову сказать, специализация путей по катгориям (по скоростям) у проклятых буржуинов начала применяться еще до WW2, сначала у немцев, потом у Французов и в Штатах. И сейчас это наиболее перспективный вариант.
Что же касается судьбы "старого" главного хода в случае, если построят "новый", то старый-то как раз не пропадет. Уйдет с него не так уж и много, чтобы нечем было заролнить дыры. Т.б., сейчас там порты заработают вовсю, и поток с В.Лук - Себежа и Псков - Пыталова переключится на Питер.
Вот такое мое мнение.
Движение - жизнь!
А безопасность движения - закон этой жизни!