ПРАВИЛА СИГНАЛИЗАЦИИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Правила сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (далее - настоящие Правила) устанавливают систему видимых и звуковых сигналов для передачи приказов и указаний, относящихся к движению поездов и маневровой работе, а также типы виды сигнальных приборов, при помощи которых эти сигналы подаются.
2. Выполнение требований, установленных настоящимией ИнструкциейПравилами, обеспечивает бесперебойность и безопасность движения поездов и маневровой работы.
Глава 1
СИГНАЛЫ
ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ
Глава 2
СВЕТОФОРЫ
2.1. Светофоры по назначению подразделяются на:
входные - разрешающие или запрещающие поезду следовать с перегона на станцию;
выходные - разрешающие или запрещающие поезду отправиться со станции на перегон;
маршрутные - разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района станции в другой;
проходные - разрешающие или запрещающие поезду проследовать с одного блок-участка (межпостового перегона) на другой;
прикрытия - для ограждения мест пересечений железнодорожных путей в одном уровне другими железнодорожными путями, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводных мостов и участков, проходимых с проводником;
заградительные - требующие остановки при опасности для движения, возникшей на железнодорожных переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на станционных путях;
предупредительные - предупреждающие о показании основного светофора (входного, проходного, заградительного, прикрытия);
повторительные - для оповещения о разрешающем показании выходного, маршрутного и о показании о показании горочного светофора, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается;
локомотивные, в том числе блоки индикации локомотивные - для разрешения или запрещения поезду следовать по перегону с одного блок-участка на другой, а также предупреждения о показании путевого светофора, к которому приближается поезд;
маневровые - разрешающие или запрещающие производство маневров;
горочные - разрешающие или запрещающие роспуск вагонов с горки.
На светофорах могут устанавливаться дополнительные сигнальные указатели и знаки, регулирующие условия движения и проследования данного светофора.
Один светофор может совмещать несколько назначений (входной и выходной, выходной и маневровый, выходной и маршрутный и др.).
Проходные светофоры автоблокировки обозначаются цифрами, все остальные - буквами или буквами и цифрами с размещением их на литерных табличках.
На участках, где сохраняются семафоры,ы порядок их их применения устанавливается Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.
Взаимное расположение сигнальных огней светофоров и других сигнальных указателей на светофорах различного назначения приведены в приложении 1 настоящих Правил.
Порядок применения сигнальных огней, их сочетаний и других сигнальных указателей и знаков, устанавливает владелец инфраструктуры по согласованию с Федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
ВХОДНЫЕ СВЕТОФОРЫ
2.4. Входными светофорами подаются сигналы:
На действующих линиях, до их реконструкции на входных светофорах для приема поездов на станцию с неправильного пути двухпутного (многопутного) перегона допускается применять сигналы:
два желтых огня - "Разрешается поезду следовать на станцию с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться у следующего выходного (маршрутного) светофора или предельного столбика";
один красный огонь - "Стой! Запрещается проезжать сигнал".
2.5. На входных и маршрутных светофорах при приеме поездов на боковые пути по стрелочным переводам с крестовинами пологих марок применяются сигналы:
один зеленый мигающий и один желтый огни и две зеленые светящиеся полосы - "Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более 120 км/ч на боковой путь; следующий светофор открыт и разрешает проследование его со скоростью не более 120 км/ч (рис.2.3,г).
два желтых огня, из них верхний мигающий, и две зеленые светящиеся полосы - "Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более 80 км/ч, на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью" (рис. 2.3 д);
два желтых огня и две зеленые светящиеся полосы - "Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более 60 км/ч на боковой путь и готовностью остановиться; следующий светофор закрыт" (рис. 2.3 е);
В необходимых случаях на входных светофорах может применяться сигнал один зеленый мигающий огонь - "Разрешается поезду проследовать светофор по главному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт, поезд следует с отклонением по пологому стрелочному переводу " (рис. 2.4 а).
На отдельных станциях в случаях, предусмотренных Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, на входных и маршрутных светофорах может применяться сигнал три желтых огня - "Разрешается моторвагонному поезду, одиночному локомотиву, специальному самоходному подвижному составу следовать на свободный участок пути с особой осторожностью и со скоростью не более 20 км/ч до маршрутного светофора с красным огнем" (рис. 2.4 б).
ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЙ СИГНАЛ
ВЫХОДНЫЕ СВЕТОФОРЫ
2.8. Выходными светофорами на участках, оборудованных автоблокировкой, при отправлении поездов с отклонением по стрелочным переводам с крестовинами пологих марок подаются сигналы:
один зеленый мигающий и один желтый огни и две зеленые светящиеся полосы - "Разрешается поезду отправиться со станции со скоростью не более 120 км/ч; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт" (рис.2.6,в).
два желтых огня и две зеленые светящиеся полосы - "Разрешается поезду отправиться со станции со скоростью не более 60 км/ч; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор закрыт" (рис. 2.6 г).
2.10. Выходными светофорами на однопутных и по правильному пути на двухпутных участках, оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, подаются сигналы:
один зеленый и один лунно-белый огни - "Разрешается поезду отправиться со станции, впереди свободны не менее двух блок-участков " (рис. 2.7);
один желтый и один лунно-белый огни - "Разрешается поезду отправиться со станции, впереди свободно не менее одного блок-участка " (рис. 2.
;
два желтых, из них верхний мигающий и один лунно-белый огни - "Разрешается поезду отправиться со станции со скоростью не более 40 км/час, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; впереди свободны не менее двух блок-участков" (рис. 2.9);
два желтых и один лунно-белый огни - "Разрешается поезду отправиться со станции со скоростью не более 40 км/час; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; впереди свободно не менее одного блок-участка " (рис. 2.10);
один красный огонь - "Стой! Запрещается проезжать сигнал".
2.11. При наличии ответвления, оборудованного путевой блокировкой, а также для указания пути, на который отправляется поезд на многопутных участках, оборудованных путевой блокировкой, и на двухпутных участках, оборудованных двусторонней автоблокировкой, огни выходного светофора в необходимых случаях, установленных МПС России, дополняются соответствующим показанием маршрутного указателя.
При отсутствии маршрутного указателя разрешение поезду отправиться на ответвление, или по одному из путей многопутного участка, или по неправильному пути при двусторонней автоблокировке может подаваться сигналом два зеленых огня на выходном светофоре, что указывает при автоблокировке на свободность не менее двух блок-участков, а при полуавтоматической блокировке - на свободность перегона до следующей станции (путевого поста) (рис. 2.12).
При отправлении по неправильному пути на участках, оборудованных двусторонней автоблокировкой, применение маршрутных указателей или сигнала два зеленых огня обязательно.
На двухпутных участках, где движение по правильному пути осуществляется по сигналам автоблокировки, а по неправильному пути по показаниям локомотивного светофора, а также на двухпутных участках, оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, выходными светофорами при отправлении со станции на неправильный путь подаются сигналы:
один желтый мигающий и один лунно-белый огни - "Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью не более 40 км/ч и далее следовать по неправильному пути по показаниям локомотивного светофора, впереди свободны не менее двух блок-участков" (рис. 2.11).
До переустройства, а также при включении временных устройств организации движения по неправильному пути двухпутных и многопутных перегонов на период производства ремонтных, строительных и восстановительных работ допускается отправление на неправильный путь по сигналам, принятым для отправления на правильный путь.
МАРШРУТНЫЕ СВЕТОФОРЫ
ПРОХОДНЫЕ СВЕТОФОРЫ
2.16. На участках, оборудованных автоблокировкой на проходных светофорах, расположенных перед входными светофорами (предвходных), применяются, кроме того, сигналы:
один желтый мигающий огонь - "Разрешается движение с установленной скоростью; входной светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью; поезд принимается на боковой путь станции" (рис. 2.12 а);
один зеленый мигающий огонь - "Разрешается движение с установленной скоростью; входной светофор открыт, поезд принимается с отклонением по пологому стрелочному переводу " (рис. 2.12 б).
На мачте предвходного светофора устанавливается оповестительная табличка в виде трех наклонных полос с отражателями на них, которая размещается между нижним краем фонового щита и литерной табличкой.(см. рис. 2.19).
Предвходной светофор по неправильному пути, по которому движение осуществляется по сигналам локомотивного светофора, сигнализирует теми же сигналами, что и предвходной на участках, оборудованных автоблокировкой.
2.18. На светофоре с трехзначной сигнализацией (входном, маршрутном, выходном или проходном), ограждающем на главном пути блок-участок длиной менее требуемого тормозного пути, устанавливается световой указатель белого цвета в виде двух вертикальных стрел(см. рис. 2.16),, а на предупредительном к нему светофоре - такой же указатель в виде одной стрелы (см. рис. 2.15).
УСЛОВНО-РАЗРЕШАЮЩИЙ СИГНАЛ СВЕТОФОРА
2.19. На участках с автоблокировкой условно-разрешающий сигнал проходного светофора, расположенного на затяжном подъеме, подаваемый щитом с отражательным знаком прозрачно-белого цвета в виде буквы "Т" (рис.2.22), разрешает грузовому поезду проследование светофора с красным огнем со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.
На проходных светофорах, находящихся перед входными светофорами, условно-разрешающий сигнал не устанавливается.
СВЕТОФОРЫ ПРИКРЫТИЯ И ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЕ
2.20. Светофорами прикрытия подаются сигналы:
один зеленый огонь - "Разрешается движение с установленной скоростью";
один красный огонь - "Стой! Запрещается проезжать сигнал".
Мачты светофоров прикрытия имеют отличительную окраску - чередующиеся черные и белые наклонные полосы.
2.21. Заградительными светофорами подается сигнал один красный огонь - "Стой! Запрещается проезжать сигнал".
Предупредительными светофорами перед заградительными подается сигнал один желтый огонь - "Разрешается движение с готовностью остановиться; основной заградительный светофор закрыт".
Нормально сигнальные огни заградительных светофоров и предупредительных к ним не горят, и в этом положении светофоры сигнального значения не имеют. Мачты заградительных светофоров имеют отличительную окраску - чередующиеся черные и белые наклонные полосы.
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ И ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ СВЕТОФОРЫ
2.23. Повторительный светофор одним зеленым огнем указывает, что выходной или маршрутный светофор открыт.
Нормально сигнальные огни повторительных светофоров не горят, и в этом положении светофоры сигнального значения не имеют.
Пассажирские поезда, имеющие остановку на станции, могут быть приведены в движение только при наличии зеленого огня на повторительном светофоре. Если из-за неисправности повторительного светофора (или выходного) нельзя зажечь зеленый огонь, порядок его проезда устанавливает владелец инфраструктуры.ся Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.
ЛОКОМОТИВНЫЕ СВЕТОФОРЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ
БЛОКИ ИНДИКАЦИИ ЛОКОМОТИВНЫЕ
2.24. На участках, оборудованных автоблокировкой и автоматической локомотивной сигнализациейНа участках, оборудованных автоблокировкой и путевыми устройствами автоматической локомотивной сигнализации числового кода, локомотивными светофорами подаются следующие основные сигналы:
зеленый огонь - "Разрешается движение; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит зеленый огонь";
желтый огонь - "Разрешается движение; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит один или два желтых огня";
желтый огонь с красным - "Разрешается движение с готовностью остановиться; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит красный огонь";.
красный огонь - загорается в случае проезда путевого светофора с красным огнем;..
белый огонь указывает, что локомотивные устройства включены, но показания путевых светофоров на локомотивный светофор не передаются и машинист должен руководствоваться только показаниями путевых светофоров.
Локомотивный светофор также сигнализирует:
зеленым огнем - о приближении поезда к путевому светофору с одним желтым мигающим огнем, с одним зеленым мигающим огнем или с одним желтым и одним зеленым огнями, а также с другими разрешающими показаниями, когда не требуется уменьшения максимально установленной скорости при приближении к следующему светофору;
желтым огнем - о приближении поезда к путевому светофору с двумя желтыми огнями, из них верхний мигающий, а также с другими разрешающими показаниями, когда требуется уменьшение максимально установленной скорости при приближении к следующему светофору.
2.25. На участках, где автоматическая локомотивная сигнализация применяется как самостоятельное средство сигнализации и связи при движении поездов, локомотивными светофорами подаются сигналы:
зеленый огонь - "Разрешается движение с установленной скоростью, впереди свободны не менее двух блок-участков";
желтый огонь - "Разрешается движение с уменьшенной скоростью, впереди свободно не менее одного блок-участка";
желтый огонь с красным - "Разрешается движение с готовностью остановиться на блок-участке; следующий блок-участок занят".
В случае вступления поезда на занятый блок-участок на локомотивном светофоре загорается красный огонь.
Белый огонь указывает, что локомотивные устройства включены, сигналы с пути на локомотивный светофор не передаются.
При подходе к путевым светофорам локомотивные светофоры подают сигналы, указанные в пункте 2.24 настоящих Правил.
Участки, оборудованные автоблокировкой или автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи при движении поездов, могут дополняться устройствами многозначной автоматической локомотивной сигнализацией. В этом случае:
показания локомотивного светофора дополняются информацией о максимально допустимой скорости движения поезда в данной точке пути, отображаемой на блоке индикации локомотивном;
при приеме или отправлении поезда по пригласительному сигналу при запрещающем показании светофора на станции на блоке индикации локомотивном загорается белый мигающий огонь.
При дополнении локомотивных устройств автоматической локомотивной сигнализации устройствами контроля бдительности машиниста локомотивный светофор также сигнализирует:
белый огонь и желтый огонь с красным, горящие одновременно - включаются после желтого огня локомотивного светофора при отсутствии передачи сигналов с пути на локомотивный светофор. Данные огни на локомотивном светофоре предупреждают, что путевой светофор, к которому приближается поезд, может быть закрыт.
ОБОЗНАЧЕНИЕ НЕДЕЙСТВУЮЩИХ СВЕТОФОРОВ