Timas » 15.09.2006, 01:25
Да, пианино - это хорошо! Особо, если Пиванино! Или Пинанино!
Значит, дело происходит примерно так. Каждая точка автоблокировки имеет комплект аппаратуры для работы рельсовых цепей и управления огнями светофора. Эти комплекты несколько различаются (хотя и в общих чертах похожи) для односторонней и двусторонней автоблокировки. Первая, как видно из нзвания, предназначена для движения поездов в одном направлении, вторая - в обеих.
Для работы автоблокировки необходимо наличие рельсовой цепи (РЦ) на протяжении каждого блок-участка (БУ). РЦ представляет собой электрическую цепь, проводниками в которой являются соединенные последовательно рельсы пути. Одна рельсовая нить - прямой провод, вторая - обратный. На питающем конце стоит источник питания, на приемном - путевое реле. По роду тока и способу контроля различают РУ постоянного и переменного тока (последние - возможны с разной частотой). Но функционально они работают одинаково.
При свободности пути на всем протяжении БУ ток течет по рельсам в обе стороны, и на релейном конце РЦ проходит через путевое реле (или иного типа приемник), который, будучи ПОД ТОКОМ, фиксирует свободность всей РЦ. При занятии пути подвижной единицей (ПЕ) ток уже не доходит до конца РЦ, а перетекает из одного рельса в другой не через путевое реле, а через колесные пары ПЕ, т.к. их электрическое сопротивление существенно ниже (0.06 Ом). Путевое реле обестачивается и фиксирует занятость РЦ.
При обрыве РЦ (изъят рельс, лопнул стыковой соединитель) ток также не доходит до приемника, он обесточен и опять фиксирует занятость.
К аппаратуре питающего конца РЦ относят источник питания и группу контактов, подключающую данную точку автоблокировки к соседним. К аппаратуре приемного (релейного) конца РЦ относят путевое реле (путевой приемник) и реле, обеспечивающие горение нужных огней на светофоре. При односторонней АБ эти группы устройств соединены всегда одинаково. При двусторонней АБ в самом простейшем случае на точке находится два светофора - для каждого направления свой. При этом специальная цепь (схема смены направления), управляемая со станций, позволяет подключать питающий и релейный комплекты устройств к разным путевым устройствам: собственно РЦ и светофору. Одновременно горит только один светофор из двух, для выбранного направления движения поездов. Встречный сигнал погашен, и в этом положении сигнального значения не имеет (это вам не МСТС).
Для смены направления АБ с одного на другой на пульте станции отправления нажимается специальная кнопка "Смена направления". Она дает питание определенной полярности в цепь смены направления. Под действием тока разворачиваются и самоблокируются реле, определяющие направление автоблокировки, на каждой точке последовательно. Т.е. следующая точка (считая от станции отправления) получит питание только после разворота предыдущей. После разворота всех точек перегона схема обестачивается, а лере остаются на самоблокировке. Даже если на станции пропадет питание устройств, схема АБ не зависнет в среднем положении. А вот если питание пропадет в момент смены направления, часть точек развернутся, часть - нет. Но, поскольку разворот схемы (как и свободность перегона) дополнительно контролируется сквозным проходом тока через все точки, то станция, до которой разворот схемы не дошел (и первые от нее точки тоже еще стоят на отправление), не сможет отправить поезд на перегон с недоразвороченой схемой.
При ДЦ смена направления АБ происходит автоматически, а при ЭЦ и МРЦ на станции - как правило, отдельной кнопкой. Делается это для того, чтобы ДСП еще раз проверил, а действительно ли перегон у него свободен.
На пульте станции каждому пути перегона соответствует три или четыре лампочки. Две крайние - зеленая ближе к перегону, желтая - к станции - это состояние направления АБ по данному пути перегона. Зеленая горит - схема стоит на отправление, желтая - схема на прием. Между ними есть одна ячейка с двумя подсветками или две лампочки рядом. Белая горит, когда все точки перегона свободны и выходные сигналы на этот путь перегона ЗАКРЫТЫ, красная загорается при открытии выходного сигнала или занятости (в т.ч. и ложной) хотя бы одного БУ.
При ДЦ имеется возможность развернуть схему АБ при ложной занятости БУ под контролем поездного диспетчера. По его приказу ДСП обеих станций одновременно нажимают пломбируемые кнопки "Вспомогательная смена направления", и работа схемы смены направления происходит без контроля занятости БУ. Выполняется такое действие при наличии ДСП на обеих станциях, ограничивающих перегон, после передачи станций на резервное управление и по регистрируемому приказу ДНЦ, переданному в адрес обеих станций. Перед этим ДНЦ убеждается по показаниям контрольных приборов, записям в ГИДе и переговорам ДСП станций, ограничиваюших данный перегон, в фактической свободености перегона, и только после этого дает приказ.
И НИКАКИХ ТАМ КНОПОЧЕК И ТУМБЛЕРОВ ДЛЯ КАЖДОЙ ЛАМПОЧКИ НЕТУ!!!!!
Народ, учите автоматику, это интересно!
Движение - жизнь!
А безопасность движения - закон этой жизни!