NERO » 03.11.2005, 16:47
ВЛ80:
К - с кремниевыми выпрямителями (раньше ставились ртутные);
Т - с реостатным торможением;
Р - с рекуперативным торможением;
П - пассажирский;
С - соединяемый, то есть могущий работать по системе многих единиц;
А - с асинхронными тягоыми двигателями;
Б - с бесколлекторными вентильными двигателями;
В - с регулированием напряжения на высоковольтной стороне трансформатора (как у ЧС4 и ЧС8). Обозначение электровозов ЧС означает "Чехословакия". Буква "Т" в обозначении ЧС2т и ЧС4т означает реостатное торможение, которым оборудованы также ЧС7 и ЧС8. Цифры смысла не несут, кроме ЧС200 - 200 означает максимальную скорость.
Так как на электровозах постоянного тока не может быть выпрямителей, то иногда встречающаяся буква "К" означает прохождение капитального ремонта с продлением срока службы (КРП). Буква "У" означает "Утяжелённый", что делается для улучшения сцепления с рельсами. Буква "М" всегда означает модернизированный вариант.
В обозначении тепловозов цифры обозначают номер модели и несут информацию о заводе-изготовителе:
Харьковский - от 0 до 49 (ТЭ1, ТЭ2, ТЭ3, ТЭ10, ТЭ12, ТЭ30, ТЭ40);
Коломенский - от 50 до 99 (ТЭ50, ТГП50, ТЭП60, ТЭП70, ТЭП75, ТЭП80);
Ворошловградский (Луганский) - от 100 (ТГ100, ТГ106, ТЭ109, ТЭ114, ТЭ116, ТЭ121, ТЭ125, ТЭ136, ТЭП150).
Тепловоз ТЭ10 был изначально разработан на Харьковском заводе, но после переноса производства в Луганск индекс остался.
Буквы, идущие до цифр, означают:
Т - тепловоз;
Э - с электропередачей;
Г - с гидропередачей;
М - маневровый;
П - пассажирский;
Ч - чешский (ЧМЭ - чешский, М, Э);
В - венгерский (ВМЭ);
К - калужский завод (ТГК);
М в модели тепловоза М62 - часть венгерского обозначения. Эти тепловозы изначально поставлялись в Венгрию и поэтому были обозначены по их системе (как "родные" венгерские М41, М61, М63), а в СССР должны были обозначаться ТЭ112, но название не прижилось.
Буквы после цифр означают:
У - усовершенствованный;
М - модернизированный;
Л - произведённый на Луганском заводе;
В - произведённый на Ворошиловградском заводе;
К - прошедший КРП (см. выше).
Перед номером модели может ставиться цифра, обозначающая число секций (3М62У, 2ТЭ116).
Первая буква обозначения электропоездов - "Э" - означает "Электропоезд", вторая означает завод-изготовитель:
Р - Рижский;
Т - Торжокский;
Д - Демиховский;
М - Московский.
Цифры в обозначении означают род тока: чётный номер модели имеют электропоезда постоянного тока (ЭР, ЭД4, ЭР22), нечётный - переменного (ЭР9, ЭД9, ЭР11). Исключение - электропоезд постоянного тока ЭР1, получивший такой номер потому, что был первым в серии ЭР.
Буквы после цифр означают модификацию. Для электропоездов ЭР2 буквы Р, Т означают наличие реостатно-рекуперативного торможения и бесчелюстных тележек моторных вагонов. Для электропоездов ЭД4, ЭД6 буква "М" означает "Модернизированный" (как и для всех прочих), буква "К" - "Комфортабельный". В обозначении электропоездов ЭР9 буквы имеют следующий смысл:
П - расположение выпрямительных установок под вагоном (ранее располагались в тамбурных шкафах);
М - шинный высоковольтный подвод тока к расположенному под вагоном трансформатору, расположенный вместе с трансформатором тока в шкафу посреди пассажирского салона (ранее применялся наружный кабельный ввод);
Е - в выпрямителе установлены лавинные таблеточные диоды на групповых радиаторах, также установлен встроенный трансформаторно-реакторный блок;
Т - реостатное торможение, впоследствии налажен выпуск аналогичных поедов ЭД9Т.
В обозначении дизель-поездов буква "Д" означает, естественно, "Дизель-поезд". Поезда серий Д произведены в Венгрии, поезда ДР - на Рижском заводе. Модификации поездов ДР1 следующие:
ДР1 - туалеты в прицепных вагонах, освещение салонов - люминесцентными лампами;
ДР1П - туалеты в прицепных вагонах, освещение лампами накаливания, генератор приводится от основного дизеля (ранее стоял специальный дизель);
ДР1А - туалеты в моторных (головных) вагонах, освещение лампами накаливания, стартёр и генератор заменены стартёр-генератором.
Обозначение автомотрис означает: АР - автомотриса рижская, АЧ - автомотриса чешская.